ЕЭК вводит заградительные пошлины на импорт комбайнов

 Первым торговым спором для России в роли полноправного члена ВТО может стать разбирательство из-за защитных пошлин на импорт комбайнов. 26 июня ЕЭК решила ввести их на три года для поддержки российских и белорусских производителей. Сильнее всего, судя по статистическим данным, от введения пошлин пострадает американская John Deere, для которой решение ЕЭК сделает невыгодным не только импорт комбайнов в Таможенный союз, но и их крупноузловую сборку в Подмосковье.

26 июня Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала уведомление о введении специальной защитной пошлины на импорт зерноуборочных комбайнов в Таможенный союз (ТС) на три года. Пошлина будет дифференцированной — она начнет действовать через месяц и до 14 марта 2014 года составит 26,7%, затем снизится до 26,2%. С 15 марта 2015 года по 14 марта 2017 года пошлина составит 25,7%. Ставки добавляются к действующей сейчас 5-процентной пошлине. Защитная мера распространяется на модули комбайнов (техника в частично разобранном виде — без колес, кабины и других узлов), которые сейчас импортируются в ТС беспошлинно. С февраля на зерноуборочные комбайны уже действует предварительная спецпошлина — 27,5%. Министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев подчеркнул вчера, что разницу между предварительной и окончательно утвержденной ставкой пошлины «таможенные службы должны будут вернуть импортерам».

В пресс-релизе ЕЭК говорится, что в ходе защитного расследования комиссия сделала вывод о «резком росте импорта» комбайнов в ТС и «причиняемом таким импортом ущербе отрасли». По данным ЕЭК, в период с 2009 по 2011 год импорт зерноуборочных комбайнов вырос на 19,1%, а в первом полугодии 2012 года — на 92,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Это привело к снижению объема производства зерноуборочных комбайнов на 14,4%, к падению объемов их продаж на 43,4%»,— утверждается в сообщении ЕЭК. В итоге доля производителей комбайнов на рынке ТС сократилась на 14,3 п. п., а их прибыль упала в 3,6 раза. В ЕЭК отмечают, что расследование было проведено «в строгом соответствии с нормами ВТО».

Расследование началось в июле 2012 года по инициативе российских производителей — «Ростсельмаша» (крупнейший игрок рынка) и Красноярского завода комбайнов (входит в концерн «Тракторные заводы») на фоне резкого падения спроса. Они «полностью удовлетворены» решением ЕЭК. «Мера временная, но за время ее действия мы рассчитываем компенсировать ущерб от резко возросшего импорта и провести ряд адаптационных мероприятий к работе в условиях иностранной конкуренции — в том числе обновление модельного ряда и модернизацию производственных мощностей»,— говорит директор ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой.

Однако, по словам источников «Ъ» на рынке, мера «может быть опротестована иностранными производителями на уровне ВТО или в суде ЕврАзЭС». Источники «Ъ» говорят, что сильнее всего пострадают американские John Deere и CNH (их представители вчера не комментировали ситуацию). У компаний есть производство в России, но ряд моделей они ввозят. Кроме того, собеседники «Ъ» подчеркивают, что иностранцам «было выгодно ввозить модули комбайнов по нулевой пошлине и потом собирать в России, теперь такая сборка теряет смысл». «Импортеры будут вынуждены ввозить не модули, а комбайны в разобранном виде, что уравняет их с отечественными игроками в уплате пошлин на комплектующие, которые, например, на двигатели составляют 10%»,— подчеркивает Евгений Корчевой. «Если иностранцы обжалуют решение ЕЭК в рамках процедур ВТО — это может стать первым прецедентом торгового спора с момента вступления России в организацию»,— подчеркивает один из собеседников «Ъ». Профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский уточняет, что после изучения ситуации импортеры могут начать консультации о спецпошлинах на уровне ВТО — по их итогам будут приняты решения о дальнейших шагах.

По материалам «КоммерсантЪ»

Не так давно мы публиковали квартальный отчет за 2013 год, в котором отмечался скачок заинтересованности российского потребителя как бывшими в употреблении импортными комбайнами, тракторами и другой сельскохозяйственной техники, так и новыми. Заградительная пошлина, с одной стороны, должна являться некой стимулирующей силой, направленной на поддержание отечественного производителя, но с другой стороны, отчисления в бюджет страны при растаможке тракторов и другой спецтехники и так достаточно существенны, в связи с чем появляются сомнения — кто же на самом деле инициировал введение заградительных пошлин — ЕЭК или все же Федеральная таможенная служба России?



Расчет расстояний

Расчет расстояний от Автодиспетчер.Ру